Жобалар
Редакциямен байланыс
Жарнама
07:08, 25 Наурыз 2020

Түркі қыпшақтарының ұлы бабасы немесе Шыңғыс хан туралы не білеміз?

     Өзуақытында бүкіл Ұлы даланың алмас қылыштай жарқылдаған ру, тайпаларының басын қосып,ашса алақанында, жұмса жұдырығында ұстаған әрі аспанасты империясын бағындырып,Орта Азия және басқа да көптеген елдердің тізесін бүктірген Шыңғыс хан туралықаншама ғасыр айтылып та, жазылып та келеді.

Дегенмен қай ұлттың өкілі екеніносы уақытқа дейін тап басып әлі ешкім айтқан жоқ. Тек кәрі қытайдың тілімен Мон-гол(орыс  және Еуропа ғалымдарының  зерттеп, жазуынша, бұл атау  «малшылар» деген ұғымды білдіреді екен.  Осыған орай, олар өздерін талай ғасырдан беріқалыптасқан осы сөзге байланысты мұңғұл деп атайды) атанған буряттардан шыққандейді. Сол қытайларың кезінде қалмақтарды да «жуун-гар» («қарақшы адамдар»деген мағынада) деп атаған. Шыңғыс хан, шынында, сол буряттардан шыққан ба?Мұны зерттеу мүмкіндігі мол қазіргі орыс және дүниежүзі ғалымдары жоққа шығарыпотыр. Біріншіден, Шыңғыс ханға байланысты оқиғалардың түгелі; оның жастық шағы,өсуі, хан тағына келуі және императорлық  дәрежеге жетуі, міне, осылардың барлығықазіргі Қазақстан аумағында болған оқиғалар деп жазылуда. Сондай-ақ мон-голатанған буряттар өте аз ел. Олар алып қытай тұрмақ, ормандай қалың түркіқыпшақтарына да (яғни  қазақтарға) шамасыкелмес еді дейді. Сонымен қатар Моңғолия қыпшақ жерінен алыс, бір қиырда жатқан,өз күнін әрең көріп жүрген кішкентай жұрт ( «крошечное население» – академикА.Федотов). Осылардың барлығын оқып, салыстыруға, зерттеп, зерделеп көругемойнымыз жар бермеген біз ғана ескі сүрлеумен жүріп келеміз. «Ымды білмеген  дымды білмейді» немесе «Көрмес – түйені декөрмес» деген емес пе?! Өтірікке құрылған тарихты малданып әлі жүрміз. Ал ендіосы Шыңғыс хан тақырыбына жазған өзге елдің  жазушылары мен ғалымдарының жұмыстарын оқып, талдап,тыңдап көрейік. Нақтырақ болсын деп орыс тілінде бердік.

    Кстати, нам растолковывают, чтосамо имя «Чингисхан»в переводе означает «Океан – хан». Откуда бы такие словечки у монголов? А воттюрки, повидавшие Каспий и Черное море, и Атлантику, такое имя своему правителювполне могли дать…

   В общем, по моему глубокому убеждению, следыреальной биографии Чингисхана следует искать не на востоке, в Китае и Монголии,а как раз на западе.

   В первую очередь, я обратился к «Скифскойистории» Андрея Лызлова. Мотивировка проста: если кто-то считает вполнедостоверным историческим источником сочинение Данзана, отчего таковым не можетбыть написанная примерно в то же время книга Лызлова, опиравшегося, к слову, намассу исторических трудов – русских, польских, итальянских? Нет уж,элементарная логика требует оба сочинения уравнять в статусе…

   Сведение о Чингисхане у Лызлова, прямоскажем, скуднейшие – но гораздо более реалистические, нежели китайскоебаснословие, написанное неизвестно когда неведомо на каком языке…

   Никаких «монголов» у Лызлова, разумеется,нет – только татары. «Татары же, называемые еще Заволжская орда (Кипчакскаяорда), обитают по той же реке Волге ниже болгарских границ даже до моряКаспийского».

   Болгары имеются в виду, разумеется, небалканские (Балканские острова), а волжские (ныне татары). Обратите внимание наслово «даже». Каспийское море – крайний восточный рубеж Заволжской орды. Какаятам, к дьяволу, Монголия… Татары, по Лызлову, «пришли из пустыней, отстоящих ккитайским странам». Под «Китаем» имеется в виду вовсе не современный Китай, акакие-то среднеазиатские области. Нынешний Китай Лызлов, как было принято в еговремя, наверняка называл бы «Чина».

   «И начали жить около великих рек Едиля (Волга) и Яика». Далее уточняется, что татары (кипчаки) – «единонравны» сволжскими болгарами. Ну разумеется! И те и другие – тюрки, что в особыхдоказательствах не нуждается.

   «Иностранные же историки называют страну туЗаволжская орда, яко Гваньини пишет, глаголя: Орда татар заволжских названаесть от реки Едиля, за нею же обитали; граничится  та страна от востока морем Хвалисским».Гваньини – итальянский историк (1538-1614), автор «Хроники СарматииЕвропейской», откуда Лызлов многое почерпнул. Хвалисское море – Каспийское.

   А вот и Чингисхан – здесь же, в Заволжскойорде!

   «А о начале своем те ордынцы повествуют так.Якобы в тех странах, откуда они пришли, жила некая вдова знатного рода. Онанекогда от прелюбодеяния породила сына по имени Цынгис, коего старшие сыновья,как незаконно рожденного, хотели убить. Вдова же, обращая вину свою к себе воправдание, сказала: «От лучей солнечных зачала я сына».

   Здесь до Лызлова явно дошли сказания обАлангоа, оплодотворенной солнечным лучом. «Цынгис» – это, конечно же,Чингисхан. О котором Лызлов далее пишет: «И сын той вдовы, войдя в зрелыйвозраст, Заволжскую орду распространил и умножил, и множеством жителей, и делмужественных деянием, и самого края изобилием едва ли не все тамошние ордыпревзойдя. Народ тот, мужеством превосходя все дикие поля, воинскими деламиславу свою размножил».

   Как видим, никаких монголов нет и в помине.Татары – тюрки (кипчакское население)  всвое время переселились к Едилю  иКаспию. Первоначально они были одним из родов в царстве некого Ункама ( Он хан,хан кереев), но когда этот род усилился и укрепился, Ункам стал всерьез егоопасаться, а потому, чтобы малость «проредить» расплодившийся народишко, сталпосылать его на все войны, какие только случались, ставя в первые ряды. Татарыбыстро догадались, что это не головотяпство, а продуманный геноцид и, чтобыизбежать дальнийших трений, переселились всем народом подальше от  Ункама, основав собственное государство. Апотом избрали верховным правителем Цынгиса, Чингисхана. Первой крупной акциейбыл поход как раз против Ункама. Сначала Чингисхан мирно попросил в жены егодочь, но Ункам отказал, тогда Чингисхан пошел на него войной и захватил все егоцарство (дело, конечно же, наверняка не в девушке, а в тех самых старыхсчетах).

   Кое – какие столь же скудные дополненияможно подчеркнуть из обширной книги хорезмийского книжника ан – Насиви.Источник поистине бесценный, без малейшей иронии – поскольку был современникомЧингисхана и единственным независимым свидетелем. Авторы других сочиненийнаходились на службе у Чингисхана, а потому полной объективности от них ждать,согласитесь, трудно…

   Ан – Насиви, конечно же, не заметил никаких«монголов».  Народ Чингисхана – тюрки исам он тоже тюрк, а не монгол. А народ называемый монголами,  на самом деле буряты. Не имевшие ни какогоотношения к Чингисхану  и  его империи. Буряты – монголы, крошечное  население, населявшие земли  за несколько тысяч километров от расположенийимперии Чингисхана.

   Согласно ан – Насиви, в свое времясуществовало государство Ас – Син, где правили совместно шесть тюркских ханов,подчинявшиеся великому хану по имени Алтун. Ан – Насиви называет эту странуКитаем, но из его же собственного описания следует, что к нынешнему Китаю онане имеет никакого отношения.

   Қазіргі моңғолдарың – қалқалық буряттар. Олар ресейлікорхон буряттарымен тұтас халық болып есептеледі. Нақты айтар болсақ, олар – біртілде сөйлейтін, бір дәстүрдегі және будда дініндегі адамдар. Ұлттық киімдеріде бірдей. Оны орыс зерттеушілері осылай деп жазып, көрсетіп келеді. Біртұтасжұрт болғанымен, орыстар шекара түсіргенде екіге бөлініп қалған. Астаналары –Улан-Батор біздің тілде Қызыл-Батыр деген түсінік берсе, одан қырық шақырымдайжердегі  Улан-Уденің қазақшасы Қызыл- Сұңқар.Ерінбей ізденіп оқыған адамға барлығы зерттеу кітаптарында нақты жазылып тұр.Қарапайым сөзбен дәлірек айтсақ, ресейлік Осетия мен грузиялық Осетия секілдіекіге бөлініп қалған. Моңғолия(буряттар) – өте кішкентай ел. Орыстардың зерттеуінде олар осыдан мың жыл бұрынбір-екі мыңға әрең жететін жұрт болған. Сондықтан олардың империя құрып, Қытайсекілді алып мемлекетті жаулап алуы 100 пайызға дұрыс емес. Мұны орыс зерттеушіғалымдары айтып отыр.  Ол шындық.  Енді сол жазушы және ғалымдардың тіліменсөйлейік.

   Историки еще с полсотни лет назад предложилисвое обьяснение: по их убеждению, киргизы (ныне казахи) попросту « называликалмыками все монголоязычные народы».

     Написать такоемог только человек, совершенно не знающий древних традиций Великой Степи какраз было принято скрупулезно доискиваться докорней. Всем, наверно, помнится извечный вопрос, с каким обращаются к герою врусских сказках: « Ой ты, гой еси, добрый молодец! Ты какого будешь роду-племени?»

   Так вот, этот вопрос позаимствован из старойтюркской традиции, где его следовало понимать в буквальном смысле: путник, какоготы рода, какого племени? В степи не бывает каких-то абстрактных «казахов» –есть кият, меркит, жалаир, найман, конырат, керей. Не бывает абстрактных«хакасов», обязательно поитересуются: ты саганец или шорец? Итак далее.

   Кстати, «кият», «меркит», «жалаир»,«найман», «конырат», «керей»  и «аргын» –роды, упоминающиеся при перечислении «монгольских» родов Чингисхана, – этосовременные казахские роды! К монголам никакого отношения не имеющие.

   Наконец, «древнемонгольский» обычай избраниянового хана отчего-то неизвестен в монгольской традиции, зато, как оказалось,как две капли воды похож на обычай, сохранившийся у казахов до конца XIXвека: когда кандидат получаетбольшинство голосов участвующих в избрании знатных лиц, его сажают на кошму изтонкого белого войлока и трижды приподнимают войлок за концы, громкопровозглашая: «Хан! Хан! Хан!» Потом вслед за знатью ту же процедуру повторяют«простой народ», кошму рвут на мелкие кусочки, за которые идет форменная драка– каждый старается унести такой лоскуток в память о том, что он личноучаствовал если не в избрании хана, то в его торжественном провозглашении. Втюркских языках этот ритуал именуется «хан кутармак» (қазақшаайтқанда, «хан көтеру»).Монгольского аналога не существует…

    Что касается Чингисхана то он не монгол – атюрк, а конкретнее кипчак.И народ подчинявшийся Чингисхану тоже являются тюрками (кипчаками). Нужноуяснить, себе как следует: то, что Чингисхан – монгол, утверждается только в «Сокровенном сказании» и «Алтан тобчи». Всего-навсего в двух неизвестно кемнаписанных книгах, появившихся в обращении спустя многие сотни лет послесобытий…

(изкниги  Александра Бушкова – «Чингисхан.Неизвестная Азия», а также «Скифская история» Андрея Лызлова)

    Сонымен қатар атақты америкалық зерттеуші ғалым Хилда Хуккем Әмір Темір туралыжазған зерттеу кітабында былай дейді: «… Империя Темирлана абсолютноговорила на древнем кипчакском языке, как его предки Чингис хан, и созданная имимперия».

   Енді түсінікті болу үшін таратып жазайық.Өзбектер мен ұйғырлар түркі халықтарының құрамына кіргенімен, олар карлуктайпасына жатады. Түрікмендер, түріктер, әзірбайжандар – олар оғыз тайпасыболып есептеледі. Бұлар да түркілер. Қазақтар  қыпшақ тайпасына жатады.

   Сонда енді Әмір Темір мен Шыңғыс ханимпериясы қай тайпаның құрған қағанаттары? Әрине, қазақтардыкі болып шығады.Мұны Хилда Хуккем тайға таңба басқандай етіп жазған. Ал енді біздің қазаққа осының бәрін түсінуге, тарихишындықты қалпына келтіруге санасы мен білімі және күрескерлігі жетіспейді. Дәлірек айтқанда, Шыңғыс хан жәнеоның империясы – біздің тарих. Осыны түсінетін уақыт жеткен секілді.

   Біздің айтар пікіріміз, Алматыда немесеНұр-Сұлтан қаласында осы Шыңғыс хан тақырыбына ғылыми конференция ұйымдастырып,оған орыс және еуропалық ғалымдар мен тарих тақырыбында  жазатын жазушылардышақырып, ғылыми талдау жүргізген жөн болар еді.

Бейсенғазы ҰЛЫҚБЕК,

 Журналистер одағының мүшесі

Тегтер: