15.03.2021, 13:22
2125
Известные мировые корпорации предпочитают открывать свои производства в Узбекистане, находя его более привлекательным, чем Казахстан. Один из них – обувной гигант «Sino International» объявил об открытии в Андижане своего филиала с годовым объемом производства в 3 миллиона пар обуви. Помимо этого свои взоры на наших соседей обратили Nike и ADIDAS.
И это далеко не все. Согласно официальным данным, в прошлом году в качестве налогоплательщиков в Узбекистане зарегистрировались Apple, Netflix, Google Commerce, Google Ireland, Google Voice, Samsung Electronics, Sleverbridge, Xsolla, Activision Blizzard International и Primknul Apple Distribution International.
Подобное положение дел вызвало в Казахстане, привыкшем считать себя лидером центральноазиатского региона, весьма смешанные чувства. Ситуацию прокомментировал экономист Бауржан Искаков.
— Причина выбора известными мировыми брендами Узбекистана, а не Казахстана кроется в эффективной реализации у наших соседей государственных экономических реформ, — говорит он. — Кроме того, с точки зрения менталитета, трудолюбия и дисциплины инвесторы посчитали узбекский народ более рациональным, чем некоторые. Наша экономика имеет сырьевую направленность. И мы известны в мире именно добывающей отраслью. Тогда как в Узбекистане происходит реальное развитие технологий. В частности, в автомобилестроении и легкой промышленности. Одно из направлений развития узбекской экономики — переработка собственного сырья в готовую продукцию. К примеру, приход таких брендов, как Adidas и Nike в эту страну обусловлен высоким уровнем производства хлопка и низкими затратами на рабочую силу. Еще одна немаловажная причина, по которой мировые бренды выбирают Узбекистан – обеспечение защиты прав инвесторов и высокие результаты в борьбе с коррупцией. Кроме того, эта страна не испытывает недостатка в рабочих кадрах.
Отметим, что крупнейший в мире производитель спортивной одежды американская транснациональная компания Nike world Headquarters в 2020 году, несмотря на пандемию, получила рекордную прибыль. По данным компании, реальные продажи в августе-ноябре выросли на 8,9% и составили 11,2 миллиарда долларов. Эта компания также предпочла разместить свое производство в Андижане.
ADIDAS — вторая в этом сегменте после Nike. Переговоры о выпуске спортивной обуви данной марки с узбекскими властями велись на протяжении двух лет. Осенью прошлого года Ассоциация производителей кожаной и меховой обуви «Узчармсаноат» объявила о подписании соглашения с немецким спортивным гигантом. Производство планируется на базе Sino International.
А в начале января пресс-служба Министерства развитии информационных технологий и коммуникации Узбекистана сообщила об открытии в Ташкенте первого офиса APPLE STORE. Этот мировой гигант также достиг рекордных 64,7 миллиарда долларов прибыли в прошлом году.
По словам Бауржана Искакова, причина того, что все это мимо нас, кроется в низких результатах проводимых в нашей стране реформ.
— Открытие центральноазиатского офиса Apple в Ташкенте – это высокий показатель в плане привлечения инвестиций, — говорит он. — Раньше у наших соседей были проблемы, мешавшие привлечению инвестиций. Сегодня эти недостатки устранены. Несомненно, инвесторы в первую очередь смотрят на результаты реформ. В нашей стране принята программа модернизации экономики, на реализацию которой были выделены большие деньги. Однако результатов мы не видим. А Узбекистане результаты есть. Причем, высокие. В этом плане у нас много слабых мест. Например, постоянные реорганизации министерств, отвечающих за конкретные инвестиционные проекты. Частые изменения в налоговом законодательстве. Все это отпугивает инвесторов. Пример соседей должен стать для нас уроком. Нельзя только сидеть и смотреть на цену нефти. Нужно развивать производственные предприятия и предоставлять им субсидии.
Похожие новости